МБР-2 1937 годаТип: Морской ближний разведчик.
Проблема создания самолётов, способных вести ближнюю тактическую разведку в районе военно-морских баз встала перед советскими конструкторами еще в период зарождения авиации. До середины 20-х годов для этих целей успешно использовались летающие лодки М-5 и М-9, созданные в ОКБ Д.П. Григоровича, но к концу 30-х годов тактико-технические требования к морскому ближнему разведчику значительно возросли. Они предусматривали наличие оборонительного пулемётного вооружения и бомб небольшого калибра. Для эффективной работы экипаж самолёта должен был состоять не менее чем из 3 человек, а дальность и высота полёта также должны были намного превышать соответствующие параметры самолётов М-5 и М-9. Проектирование морского ("М") ближнего ("Б") разведчика ("Р") МБР-2 было поручено конструкторской группе, возглавляемой Г.М. Бериевым. Разработанный в 1932 году, МБР-2 представлял собой трехместную летающую лодку-моноплан с одним двигателем BMW-VI (позже М-17), установленным над центропланом крыла в районе центра тяжести и снабженным четырехлопастным воздушным винтом. Такая, впервые использованная, схема расположения двигателя, оказалась весьма рациональной и в дальнейшем стала использоваться многими авиаконструкторами того времени. Конструкция самолёта была цельнодеревянной, достаточно простой и дешевой в производстве. Крыло состояло из двух коробчатых лонжеронов, рамных нервюр и фанерной обшивки. Стрелковое вооружение состояло из двух подвижных установок с пулемётами ДА, расположенными в носовой и средней хвостовой частях лодки. На наружных держателях под крылом можно было подвесить до 500 кг бомб. В проекте МБР-2 использовались новейшие для того времени проектно-конструкторские решения, выбранные на основе большого объема экспериментальных исследований моделей самолёта. В ходе испытаний МБР-2 показал высокий запас прочности, хорошую устойчивость в воздухе и на воде, простоту в управлении, а также надёжность и неприхотливость в обслуживании. В 1932 году МБР-2 приняли на вооружение советской морской авиации и запустили в серийное производство на Таганрогском авиационном заводе, на котором было организовано ОКБ морского самолетостроения возглавляемое Г.М. Бериевым. В ходе серийного производства самолёта, в 1935 году был разработан модернизированный вариант МБР-2, на который устанавливался более мощный мотор АМ-34НБ (или менее высотный АМ-34Н). Штатные пулемёты ДА были заменены на более скорострельные ШКАС. Но из-за установки нового более тяжёлого двигателя бомбовая нагрузка снизилась до 200 кг. В годы второй мировой войны МБР-2 использовался для борьбы с подводными лодками и как разведчик, в качестве бомбардировщика МБР-2 топил небольшие корабли и транспорты противника, наносил удары по его сухопутным войскам в приморских районах. Несколько десятков самолётов были выпущены в специальном варианте для взаимодействия с торпедными катерами и радиоуправления ими. Всего было выпущено порядка 1470 самолётов МБР-2 всех модификаций. |
Реклама | |
ww2aviation.narod.ru©2009 |
||