главная страница
боевая техника Советского Союза
боевая техника Германии и стран Оси
боевая техника стран-союзниц

исторические факты о пилотах и других героях того времени

"В бой идут одни штрафники"


Когда появился секретный приказ Сталина о создании спецэскадрильи, которая комплектовалась проштрафившимися лётчиками, осуждёнными трибуналом, командующий 3-й воздушной армией генерал Михаил Громов вызвал офицеров Андрея Боровых, Василия Зайцева, Григория Онуфриенко, а также Ивана Фёдорова и предложил принять командование. Все сразу отказались: «Если прикажете – исполним, а так ни за что! Штрафники – люди отчаянные, от них – одни неприятности…» Тогда встал Иван Фёдоров: «Михаил Михайлович, разрешите мне…» Всё облегчённо вздохнули – пусть этот непредсказуемый Фёдоров возиться с «кандальниками».



   Всем звание – «рядовой»

Кто же он – Иван Фёдоров? По уточнённым данным, он является самым результативным асом воздушных боёв: на счету 134 уничтоженных самолёта противника. Провёл шесть таранов в воздухе. Ивану Фёдорову полномочия дали большие – за малейшую попытку неповиновения расстреливать на месте. Слава Богу, этим правом командир не воспользовался ни разу.

Лётчиков-штрафников – младших офицеров и полковников – одели, как простых красноармейцев, и присвоили всем звание – «рядовой». Они должны были кровью искупить свою вину в воздушных боях.

Идея создания такой эскадрильи пришла в голову «вождю всех времён и народов» товарищу Сталину. Об этом мне и другим офицерам рассказал когда-то командующий 8-й отдельной армией ПВО, дважды Герой Советского Союза, полковник Андрей Боровых, воевавший вместе с Фёдоровым. За годы войны он провёл более 150 воздушных боёв, сбил 32 фашистских самолёта, 14 – в групповых боях.

За всё время боёв в воздухе штрафники (а их было в эскадрилье шестьдесят четыре) сбили около 400 самолётов, не считая сожжённых на земле, но эти победы не засчитывали… Так и воевали «за общую победу». Сбитые штрафниками самолёты в штабе «раскладывали» по другим полкам, что было в порядке вещей, или вообще не засчитывали.



   Смертельный удар

Иван Фёдоров родился в Харькове в семье простого работяги. Более хулиганского пацана в районе, где он жил, не было. От него шарахались даже те, кто имел пудовые кулаки и каменные подбородки. Милиция тоже махнула рукой… Но произошло что-то невероятное. Ивана как подменили – он окончил рабфак и лётно-планерную школу, стал работать машинистом на одном из заводов в Луганске, там же закончил с отличием и военную авиационную школу пилотов. Выпустился младшим лейтенантом, затем стал командиром звена в 35-й авиаэскадрильи Киевского особого военного округа. Отсюда одним из первых отправился в Испанию. Там сбил несколько самолётов. За Испанию Иван Фёдоров получил два ордена Красного Знамени и испанский орден «Лавры Мадрида».

Когда война в Испании закончилась, лётчики-истребители Анатолий Серов, Михаил Якушин, Николай Остряков и ещё несколько человек были представлены к званию Героя Советского Союза (без опубликования Указа Верховного Совета). Был представлен к этому высокому званию и Фёдоров, но «Золотую Звезду» ему не суждено было получить. Во время банкета в московском ресторане «Националь», на котором присутствовали более 150 человек, в основном молодые командиры, после окончания застолья возникла драка. Фёдоров особого участия в ней не принимал, но приставленному к нему органами «энкавэдэшнику» нанёс короткий удар правой (в своё время он был чемпионом Украины по боксу). На следующий день его «крестник», не приходя в сознание, скончался.

Фёдорова и ещё несколько пилотов вызвал заместитель начальника ВВС Красной Армии Яков Смушкевич (в Испании он был советником начальника республиканской авиации) и сказал» «Воевали геройски, и всё – насмарку!» Всегда выдержанный и деликатный генерал обложил провинившихся отборным матом и добавил, что представление на звание Героя на Фёдорова возвращено. А оставшись с ним наедине, предупредил, что НКВД завело на него особую папку, которая и сыграла в судьбе Ивана Евграфовича печальную роль, его надолго «задвинули» в тень, а славу засекретили.

В Киев Фёдоров уже не возвратился. Покомандовал немного 7-м авиаполком, уехал в Липецк на офицерские курсы, где «набивал руку» в лётном деле и Герман Геринг. (Во время войны на Липецк не упала ни одна бомба – там жила его русская пассия.)



   Подарок от Гитлера

Тогда, в 1939 году, в Москву приезжали министр иностранных дел Риббентроп, генералы Геринг и Гаммерштайн-Экворт. Все трое прекрасно говорили по-русски и переговоры шли без переводчиков. Это очень понравилось Сталину. Договорились на паритетных началах произвести обмен военными лётчиками-испытателями для укрепления взаимного доверия.

В конце сорокового года в Чкаловск приехали 62 немецких лётчика. Они изучали наши самолёты в действии. Истребитель И-16 для них оказался непростым, и несколько лётчиков разбились. В Германию разрешили отправиться только четверым – Супруну, Стефановскому, Викторову и Фёдорову.

На аэродроме наших лётчиков встретил сам Вили Мессершмитт. Улыбнувшись, сказал: «Хотите летать на наших самолётах? Вначале надо их изучить». Фёдоров ответил: «Мы давно их знаем». И «оседлал» «Хейнкель-613». На этом самолёте немцы не смогли сделать ни одной фигуры высшего пилотажа. А Фёдоров взлетел и за три с половиной минуты сделал 34 фигуры! После этого немецкие лётчики к нему подходили с руками по швам. За время командировки были испытаны самолёты Мессершмитта, Хейнкеля, Юнкерса, Дорнье…

Вечером на прощальный ужин приехали Гитлер, Геринг, Геббельс и Риббентроп. Геринг подарил Ивану Фёдорову три именные монеты по 10 тысяч дойчмарок, а Гитлер вручил Рыцарский крест и позолоченный портсигар с вмонтированными фотоаппаратом и газовым пистолетом. Возвратившись из Германии, Фёдоров отбыл в новую командировку, на сей раз в Китай, в город Кульджа. Там был построен авиазавод. Фёдорова назначили начальником лётно-испытательной станции и одновременно лётчиком-испытателем.

Возвратившись на родину, Фёдоров продолжал в городе Горьком испытывать самолёты Поликарпова и Лавочкина. И здесь в силу его необузданного характера он вновь совершил рискованный поступок, едва не стоивший ему головы.



   «Ждите до окончания войны, если уцелею»

В июне сорок второго года Фёдоров сознательно пошёл на нарушение, думал, что после этого всё-таки направят на фронт. На опытной машине он сделал три мёртвых петли под мостом над Окой. Такого никто ещё не делал. Охрана начала стрелять – они, видимо, решили, что злоумышленник на самолёте пытается разрушить мост. Фёдоров решил не возвращаться на свой аэродром. Передал по радио: «Ждите до окончания войны, если уцелею. С приветом, Фёдоров».

До Монино он долетел без карты. Там со скандалом заправился и взял курс на Клин, где находился аэродром 30-й воздушной армии. На краю аэродрома стояла церковь. Вот над ней и стал выписывать фигуры высшего пилотажа. В церкви, как потом выяснилось, размещался штаб армии, которой командовал генерал Громов. Как раз в это время он проводил совещание. Все прильнули к окнам. Когда самолёт пошёл на посадку, Громов сказал: «Пойду поблагодарю лётчика за пилотаж».

Покинув кабину, Фёдоров увидел, как по аэродромному полю мчиться «Кадиллак», за ним – другие легковые машины. Он знал: такие машины президент Рузвельт подарил лётчикам после исторического перелёта через Северный полюс в Америку. Первым вышел из машины Громов, за ним – его заместители. Командарм – стройный, высокий, сдержанный. А что Фёдоров? Одет в кожаную китайскую куртку, на голове – берет испанский, штиблеты немецкие и пистолет «ТТ» без патронов. Волнуясь, обратился к Громову: «Товарищ командующий, разрешите доложить» - и дальше объяснил, как умел, свой визит к нему. Громов помолчал, затем сказал: «Будем разбираться. Посты о Вас уже сообщили…»

Громов оставил «дезертира» у себя. Уже через несколько дней тот, поднявшись в воздух на опытном ЛаГГ-3, сбил пару «юнкерсов», причём экипажи, спустившиеся на парашютах, были взяты в плен. Громов откликнулся телеграммой: «Первый раз видел из КП, как ЛаГГ сбивал немца». А ведь эта машина была не в чести у многих лётчиков. Её ещё называли «лакированный авиационный гарантированный гроб».

Тем временем руководство Горьковского завода бомбардировало командование армии телеграммами, требовало возвратить беглеца, страшило его всеми карами вплоть до расстрела. Потом затихло… Дело действительно закрыли. Но в Горьком находилась жена Фёдорова. У Громова попросил разрешения слетать за ней и отправился в дорогу на двухместном Як-7. Потом с ней воевали вместе. Анна Артемьевна, которую Иван Евграфович когда-то учил летать, сбила три немецких самолёта, но в 1943 году сама оказалась сбитой. Раненная в ногу, она приземлилась на парашюте, спаслась, но потом долгие годы мучилась по госпиталям и больницам.



   Сбивал больше других, но на героя «не тянул»

За полтора месяца Фёдоров сбил 18 самолётов противника! Общий счёт составил 42 победы, но представления на звание Героя не давали. Вместо этого – шесть орденов Отечественной войны. Согласно личному делу, его лётная карьера резко пошла вверх: приказом Главкома №067 от 23 октября 1942 года он назначается командиром 157-го авиаполка, в апреле 1943 года – командиром 273-й авиадивизии, затем – старшим инспектором-лётчиком управления армии. Ивану Фёдорову было тогда 29 лет.

Даже будучи в должности командира авиадивизии, Фёдоров был «летающим начальником», что было редкостью на фронте. Учеников у него было достаточно, из них многие стали Героями, их имена мелькали на страницах «Красной Звезды», а фамилия Фёдорова не упоминалась. Действовало секретное распоряжение СМЕРШа о запрете публикации в открытой печати его имени.

В разгар боёв за Ржев и Сычовку германское командование перебросило 12 дивизий и усилило группу армии «Центр». Тогда лётчикам приходилось по нескольку раз в день подниматься в небо (а воздушные бои были страшно жестокими), потом падали от усталости. Иван Фёдоров потерял четырёх ведомых, в том числе своего верного друга Толю Томильченко. Сам же получил ранения в руку и ногу (при таране), осколок изуродовал нос… Ему пришлось воевать на Калининском фронте, на Центральном, 3-м Прибалтийском, 2-м Белорусском.

В 1943 году Фёдорова наконец представили к званию Героя, но Военный совет не утвердил. Тогда плюнул на всех, сколотил девятку отличных «золотых» лётчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Василий Зайцев, Василий Зудилов, Иван Баранов, Григорий Онуфриенко и другие, они стали летать за линию фронта на «свободную охоту». За эту «охоту» Фёдорова прозвали «анархистом», так как он не спрашивал разрешения и всю ответственность брал на себя. Девятка сделала 16 вылетов, Фёдоров сбил 21 немецкий самолёт, другие – по 10 и более, на земле уничтожили около трёх десятков. Затем на такие полёты пришёл запрет. «Охотники» по этому поводу только пожимали плечами.

В июне 1944 года при допросе пленного лётчика стало известно, что вблизи фронта появилась группа асов «Мельдерс», которой командовал полковник Берг. На фюзеляжах вражеских машин были нарисованы тузы, короли, валеты – целая колода карт, за что их прозвали «картёжниками». Самолёт Берга был разукрашен трёхглавым драконом – у полковника на счету было 127 побед. В паре с Андреем Боровых его с трудом удалось сбить вместе с ведомым (на борту был червовый туз). Какое-то время спустя пехотинцы передали Ивану Фёдорову шпагу Берга (фамильное оружие), курительную трубку – Мефистофель с автографом Гитлера и белый маузер из нержавейки, которые нашли в сбитом самолёте.



Награда нашла героя

Наступил 1945 год. Кончилась война. Вскоре пришёл приказ Сталина «всех лётчиков-испытателей вернуть на свои места». Иван Фёдоров поехал в Горький на завод к Лавочкину. Тот был рад встрече с ним и сразу предложил интересную работу.

Фёдоров первым облетал большинство послевоенных самолётов Лавочкина (семь модификаций), первым выполнил полёт на самолёте со стреловидным крылом, установив в конце 1947 года всесоюзный рекорд скорости, одним из первых катапультировался во внештатной ситуации на Ла-174 (в серии Ла-15) и, наконец, первым осенью 1948 года достиг и превысил звуковой барьер на Ла-176. Скрупулёзность, точность и честность в научных отчётах в то время особенно ценились, и Лавочкину доложили, что звуковой барьер превзойдён. Он приказал аттестовать трубку для замера сверхзвуковых скоростей, и уже с проверенной трубкой полёт выполнил Соколовский. Этот полёт 29 декабря 1948 года и считается первым сверхзвуковым полётом в СССР.

А свою «Золотую Звезду» полковник Иван Фёдоров получил только в сорок восьмом году за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм. А о войне – ни слова! Ныне девяностолетний Иван Евграфович живёт в Москве, но часто вспоминает свою родину, украинское небо, в которое впервые поднялся на молодых крыльях.



Леони ЮДИН. www.ass-aire.net
Реклама

ww2aviation.narod.ru©2009
Hosted by uCoz