главная страница
боевая техника Советского Союза
боевая техника Германии и стран Оси
боевая техника стран-союзниц

исторические факты о пилотах и других героях того времени

"Спитфайр" Mk.V


Тип: Истребитель.

      Вес:
        Взлетный: 2960 кг.
      Длина: 9,12 м.
      Размах крыла: 11,23 м.
      Площадь крыла: 21,78 кв. м.
      Двигатель: Rolls Royce Merlin 45/46.
      Мощность:
        Взлетная: 1185 л.с.
        Максимальная: 1515 л.с. на высоте 3350 м на +16 lbs boost.
      Максимальная скорость:
        597 км/ч на высоте 6100 м.
      Время набора 6100 м: 6 мин. 23 с.
      Максимальный потолок: 11430 м.
      Вооружение:
        2 х 20-мм (Hispano, 60 снарядов на ствол).
        4 х 7.62-мм (Browning, 350 патронов на ствол).

Необходимость создания Спитфайра Mk V возникла из-за того, что модификации Mk I и Mk II во время Битвы за Британию больше не способны были противостоять на равных новым немецким самолетам. В частности, возникали сильные опасения относительно действий немецких высотных разведчиков и проведения массовых бомбардировок со стороны противника. Однако, как показала история, эти опасения были преувеличены и так до конца и не оправдались.

На Mk V был установлен двигатель Роллс-Ройс Мерлин 45, дававший более высокую скорость и хорошие высотные характеристики. Первоначально Mk V был самым лучшим британским истребителем, ничем не уступая немецким Bf-109F. Однако с появлением в небе Fw-109A-3 и Spitfire Mk IX, недостатки пятерки (недостаточная скороподъемность и максимальная скорость) стали очевидными. Впоследствии Mk V был сильно модифицирован, на него устанавливались три разных типа крыла и 10 вариантов моторов, чтобы сделать его боеспособным и эффективным в новых обстоятельствах. В частности, была уменьшена в диаметре крыльчатка нагнетателя и площадь крыла путем замены стандартных закругленных законцрвок на прямоугольные, это было сделано для того, чтобы улучшить характеристики самолета на малых высотах, на которых наиболее эффективно мог применяться крутой вираж «пятерки». Низковысотные варианты получили обозначение LF Mk V.

Первые пятерки являлись модификацией «Спитфайров», использовавшихся в Битве за Британию при этом сохранили первоначальное вооружение в виде 8 пулеметов Браунинг 7,62, а Mk VB были модификацией нового пушечного истребителя с двумя 20 мм пушками Hispano и четырьмя пулеметами; эта конфигурация была сохранена и для новых Mk VC. Благодаря программе по усилению огневой мощи, британские истребители получили хорошее вооружение для борьбы с новыми немецкими истребителями, имевшими улучшенное бронирование

Первые Mk V поступили на вооружение в 92-ю эскадрилью в Мэнстоне в середине февраля 1941 года; эти самолеты были переделанными и модифицированными Spitfire IB. В течение весны и другие эскадрильи, базирующиеся на южном побережье, отправили свои Спитфайры на модернизацию, в то же время над проливом Ла-Манш появились и новые немецкие истребители BF109F-2.

Фридрих имел сходную максимальную скорость на высоте и равный потолок, но был лучше на малых высотах, будучи на 40 км/ч быстрее и обладая лучшей скороподъемностью. Спитфайр же имел более мощное вооружение, а большинство боев проходило на средних и больших высотах.

В течение первых месяцев было обнаружено и исправлено несколько дефектов: установка маслорадиатора большего размера устранила перегрев, новый ВМW Ротол снял проблемы с обледенением винта на больших высотах, металлические элероны увеличили скорость крена на высоких скоростях, а модификация Шиллинга дала возможность выполнять маневры с отрицательной перегрузкой. Спитфайр Mk V превращался в очень эффективный истребитель.

Основное боевое применение с Британских островов Mk V нашли в операциях "Цирк": несколько бомбардировщиков с сильным истребительным прикрытием посылались для нанесения ударов по целям во Франции или Бельгии, в надежде, что Luftwaffe клюнет на приманку. Хотя подобные действия над вражеской территорией были связаны с огромным риском, в RAF понимали, что полное бездействие английской авиации окажет сильное влияние на боевой дух пилотов. Необходимость подобных действий сильно выросла после того, как Германия напала в июне 41-го на СССР, поскольку Черчиллю было необходимо убедить русских в том, что он делал все что мог, чтобы сковать Luftwaffe на западе.

В конце лета 1941 года, над проливом появились Fw-190. Они были быстрее, чем Mk V и превосходили его по скороподъемности и скорости крена на всех высотах. Единственным преимуществом, которое сохранил за собой Спитфайр, был его меньший радиус виража. 190-е были очень опасными противниками, и только малое их количество и проблемы с мотором не позволили им нанести серьезный урон RAF в 1941 году.

1942-й был неудачным годом для пятерки: против RAF действовали шесть групп, на вооружении которых состояли Fw-190 (JG 2 и JG 26), англичане теряли над Францией и проливом все больше и больше истребителей и пилотов. RAF не смогли воспрепятствовать проходу соединения немецкого флота через пролив в феврале; летние операции Цирк часто заканчивались тяжелыми потерями среди летного состава без единого сбитого Fw-190, в августе, во время операции "Юбилей", за один день было потеряно 53 Спитфайра Мк V.

Появление на фронте Спитфайра Mk IX с новым мотором Мерлин 61 в июле 1942 года, означало, что пятерки теперь могут сосредоточить свои действия на средних и малых высотах, а девятки будут выделяться в прикрытие сверху. Довольно долго Mk IX не вытесняли полностью Мк V из 36 эскадрилий, действовавших в 1943 году, 18 имели на вооружении Mk V. Однако было ясно, что пятерка растеряла свои преимущества. В оставшихся эскадрильях постепенно заменяли моторы Mk V на низковысотные варианты, несколько эскадрилий сохранили на вооружении Mk V вплоть до дня Д.

Низковысотные Spitfire LF V имели равные скоростные характеристики с Fw-190 на высоте 6000 футов и были быстрее чем Bf109G.

Операции "Цирк", "Рамрод" и "Родео" в 1941-1943 гг. привели к очень большим потерям, но RAF сумели захватить инициативу, получив возможность самим выбирать время и место боя, достигая тактического численного превосходства. Люфтваффе же этого сделать не удалось.

Спитфайр Mk V был первой модификацией, которая массово поставлялась за пределы Метрополии. Им были вооружены RAF и силы союзников на Мальте, в Северной Африке, Новой Гвинее, Австралии, Бирме и в других местах, а также несколько эскадрилий USAAF в Англии и Тунисе.

В марте 1943 года 143 Спитфайра Mk V были отправлены в Басру в Ираке, где они были собраны и переправлены в Советский Союз, поступая на вооружение полков ПВО Москвы и в истребительные дивизии на Кубани.

Реклама

ww2aviation.narod.ru©2009
Hosted by uCoz