главная страница
боевая техника Советского Союза
боевая техника Германии и стран Оси
боевая техника стран-союзниц

исторические факты о пилотах и других героях того времени

«Хокер-Харрикейн» МК II В полевая модель 1942 г


Тип: Истребитель.

      Вес:
        Пустой: 2495 кг.
        Взлетный: 3175 кг.
      Длина: 9,81 м.
      Размах крыльев: 12,2 м.
      Площадь крыла: 23,88 кв. м.
      Двигатель: ROLLS ROYCE MERLIN XX.
      Мощность:
        Индикаторная: 950 л.с.
        Взлётная: 1280 л.с.
      Максимальная скорость:
        У земли: 420 км/ч.
        На 5425 м: 530км/ч.
      Время установившегося виража на высоте 1000 м: 19-20 сек.
      Подъём до 6100 м: 7,5 мин.
      Практический потолок: 11125 м.
      Дальность: 772 км.
      Вооружение:
        2 х 12,7-мм пулемёта УБС.
        2 х 20-мм пушки ШВАК.

В марте 1942 г. советское главнокомандование приказало провести капитальный ремонт своего флота «Харрикейнов», чтобы привести их к современным стандартам. Бронирование пилотской кабины было усилено, и были предложены другие небольшие изменения. Самыми значительными изменениями были в области вооружения. Было предложено три варианта: четыре 20-мм пушки ШВАК, две ШВАК, дополненные двумя 12,7-мм пулеметами УБК, и четыре УБТ. Последний вариант имел лучшие характеристики благодаря меньшему весу вооружения, однако было приказано начать производство первых двух вариантов, из-за большей огневой мощи. Также, программа модернизации включала установку от четырех до шести подкрыльевых реактивных снарядов РС-82. Новое вооружение серьезно улучшило возможности «Харрикеина» как в воздушном бою, так и при штурмовке. Следует заметить, что он часто использовался как штурмовик. «Харрикейн» с модернизированным вооружением мог легко нести две бомбы ФАБ-100, и это не имело большого влияния на его летные качества. Самолет мог вынести серьезные повреждения, А.Л. Кожевников из 483-го ИАП однажды приземлился с 162 пулевыми пробоинами в самолете. Проводилось много успешных штурмовок. Летом 1942г. 191-й ИАП, летая на модифицированных «Харрикейнах» полностью уничтожил крупную транспортную колонну под Новым Осколом. В 1942 г. «Харрикейны» и Ил-2 уничтожили на земле 11 истребителей и один Ju-52. Истребительные полки часто использовались для штурмовки наземных объектов, но некоторые полки штурмовиков также имели в своем распоряжении «Харрикейны», как в 65-м ШАП на Севере.

История «Харрикейна» в ВВС началась почти на шесть месяцев раньше. Это был первый самолет, полученный советскими ВВС по ленд-лизу. 28 августа 1941 г. 24 «Харрикейна» IIB снялись с палубы британского авианосца «Аргус» и приземлились под Мурманском в северной России недалеко от Полярного круга. Вскоре последовали еще 15 «Харрикейнов», доставленные грузовыми кораблями. Британские пилоты защищали Мурманск и сопровождали бомбардировщики в течение месяца, одновременно обучая советских летчиков полетам на новом самолете. После этого истребители были переданы 78-му ИАП ВВС Северного флота. За этой горсткой «Харрикейнов» непрерывно следовали новые партии с британских и канадских заводов. К сожалению, многие «Харрикейны», особенно из первых партий, были не новыми самолетами, а изношенными ветеранами «Битвы за Британию», часто некомплектные. Даже «Харрикейн», официально посланный в НИИ ВВС для оценки был старым, изношенным и на нем не хватало ручки стартера, часов и вооружения. Многие британские самолеты, в отличие от присланных из США, требовали замены частей или ремонта. Не было исключением, если самолет имел 100 часов летного времени еще до отправки в СССР.

Советские «Харрикейны» начали свою службу на Севере и затем начали появляться на других участках фронта. Первое боевое применение показало множественные недостатки «Харрикейна». Главной проблемой было вооружение: слабых 7,69-мм пулеметов просто не хватало, чтобы сбить хорошо бронированные немецкие самолеты. Вот типичный пример. В январе 1942 г. три «Харрикейна» IIB из 191-го ИАП следовали за разведывательным Ju-88 почти 10 минут. Все три самолета истощили свой боезапас и буквально изрешетили Ju-88, но немец продолжал лететь. Надежность вооружения тоже была невысокой. Сильный холод советского Севера заставлял части оружия смерзаться и прекращать огонь. Многие летчики были вынуждены использовать таран для сбивания вражеских самолетов. Советских летчиков не привели в восторг летные характеристики «Харрикейна». Он был чуть быстрее, чем И-16, но медленнее, чем Як-1. Он уступал в скорости Bf-109E и Bf-109F практически на всех высотах. Большой фюзеляж «Харрикейна» работал в режиме пикирования как тормоз, что не давало ему оторваться в пикировании от противника. У него были лучшие характеристики на развороте, чем у «Мессершмитта», но «Харрикейн» и близко не был таким маневренным, как истребители Поликарпова. Другим источником беспокойства было устройство шасси. Угол, под которым самолет мог скапотировать, составлял всего 24 градуса, и даже меньше, когда самолет был легче, с пустыми баками и израсходованным боекомплектом. Приземление на очень неровные ВПП делала очень вероятным опасность переворачивания. Во время переворотов через нос деревянный винт легко ломался, и его было почти невозможно чинить. «Харрикейн» мог скапотировать во время рулежки и взлета. Было привычной картиной, что два механика сидели на хвосте, чтобы его опустить (то же с ранними моделями Як-ов), и потом спрыгивали, когда самолет взлетал. Конечно, не обходилось без несчастных случаев. В одном из происшествий два механика погибли, летчик ранен и самолет потерян.

Другой проблемой, которая снижала боевую ценность «Харрикейна», был недостаток запасных частей. Особенно остро не хватало воздушных винтов. Деревянные лопасти ломались при капотировании, раскалывались при попадании пуль и повреждались от кочек на неровных взлетных полосах. Иногда до 50 % наличного состава самолетов стояли на земле из-за отсутствия винтов. К апрелю 1942 г. советские заводы начали производить запасные винты для «Харрикейнов». Советским летчикам, осваивавшим «Харрикейн», приходилось преодолевать множество трудностей. Им приходилось переводить показания приборов из другой системы измерения: мили, футы и галлоны в противоположность знакомым километрам, метрам и литрам. Странная конструкция ручки управления также вызывала много проблем. Однако, самолет, конечно, имел свои преимущества. Им было просто управлять, усилие для маневра даже на высоких скоростях было небольшим. «Харрикейн» был очень устойчивым самолетом, и даже посредственные пилоты могли исполнять сложные маневры без особых затруднений, что было очень важно в военное время. Самое главное достоинство по сравнению с современными советскими истребителями было надежное радио в каждом отдельном самолете. К сожалению, радиостанции питались от батарей, даже хотя сам самолет имел аккумулятор, и в условиях сильного холода батарея служила не более полутора часов.

Следует заметить, что зимой 1941-42 гг., когда большинство «Харрикейнов» было доставлено в СССР, у ВВС был огромный недостаток современных самолетов. Конечно, по сравнению с И-15 или подобными альтернативами, «Харрикейн» был чудом современной авиации. Но если отвлечься от этого, даже в конце 1941 г. «Харрикейны» сильно уступали немецким истребителям. Поэтому многие советские механики и инженеры старались, как могли, чтобы как-то улучшить характеристики самолета. Многие изменения в вооружении были внесены в полевых условиях еще до начала официальной программы модернизации. 7,69-мм Браунинги были заменены на 12,7 пулеметы УБК, подвески для ракет РС-82, устанавливались даже спаренные пушки ШВАК. В большинстве полков механики обычно снаряжали «Харрикейны» четырьмя или шестью РС-82. Было улучшено и бронирование. В полевых условиях собственная броня «Харрикейна» иногда заменялась на бронированные сиденья, снятые с И-16. Появлялись проблемы, когда механики пытались использовать для охлаждения двигателя воду вместо гликоля. Были внесены изменения в систему охлаждения, но в конце концов собственный антифриз «Харрикейна» сменили на советские, лучше работавшие при низких температурах.

К лету 1942 г. «Харитоны», как их называли советские летчики, («Харитон» - мужское имя, популярное в XIX в.) применялись в больших количествах на Балтийском и Северном флотах, и полках ВВС на Карельском, Калининском, Северо-Западном и 1 Воронежском фронтах, так же как и в многочисленных полках ПВО по всей стране.

Недостатки «Харрикейна», конечно, не могли не сказаться на его боевых результатах. Некоторые полки несли тяжелые потери. Например, 3-й ГвИАП ВВС Балтийского флота потерял большинство своих самолетов менее чем за неделю, прикрывая выступ у Невской Дубровки под Ленинградом. Недостаточные скорость и скороподъемность заставляли советских летчиков выполнять только горизонтальные маневры. Часто подразделения «Харрикейнов» вставали в оборонительный круг, едва завидев истребители противника, даже не пытаясь атаковать. В 1942 г. почти 8% общих потерь самолетов составляли «Харрикейны», хотя этот тип составлял менее 5% общего парка самолетов. Конечно, некоторые лучшие советские летчики были в состоянии показать отличные результаты на «Харрикейны» невзирая на его недостатки. Есть много примеров, когда асы на «Харрикейне» при значительном численном превосходстве вступали в бой и спокойно возвращались домой. 19 июня 1942 г. семь «Харрикейнов», ведомых Г.В. Зиминым атаковали 12 «Юнкерсов-88», которых защищали 15 Bf-109 и сбили десять самолетов, потеряв лишь один. Однако, это не типичный пример. Одних пилотских умений просто было не достаточно. Массовые бои с участием «Харрикейнов» проходили на реке Дон во время битвы за Сталинград. В то время как на Севере немцы часто использовали устаревшие самолеты, на Юге у них были только лучшие самолеты. Там действовала 235-я ИАД (истребительная дивизия), которая включала 191-й, 436-й и 46-й ИАП, оснащенная исключительно «Харрикейнами». Они вступили в дело в июне 1942 г. За первую неделю боев дивизия записала на свой счет 29 сбитых вражеских самолетов. За июль дивизия потеряла 17 «Харрикейнов», сбив вдвое большее число немецких самолетов. Однако, боевые потери нельзя было восполнить новыми «Харрикейнами», и вместо них присылались Як-и и Ла. Дивизия вскоре летала почти исключительно на советских самолетах.

Перемены были повсеместны. Если 1 июля 1942 г. у ВВС было 202 действующих «Харрикейна», к ноябрю действовало лишь 130. Они играли важную роль лишь на Севере, на остальных участках фронта преобладали более современные истребители. Позже «Харрикейны» были в основном отправлены в полки ПВО, защищая территории СССР, удаленные от фронта. «Харрикейн» IIC там любили за его мощное вооружение из четырех 20-мм пушек. Он был абсолютно бесполезен против истребителей, но он был очень эффективен против бомбардировщиков. Если к июлю 1943 г. полки ПВО имели лишь 495 «Харрикейнов», к июню следующего года у них было уже 711. Всего «Харрикейны» ПВО имели на боевом счету 252 вражеских самолета, сбитых за время войны.

Последний вылет советского «Харрикейна» прошел 23 мая 1943 г. Четыре летчика 933-го ИАП ПВО были наведены по радару и обнаружили транспортный самолет FW-200, пролетевший уже 270 -миль. Самолет сделал промежуточную посадку в степи. «Харрикейны» налетели и подожгли самолет, а затем поддержали отряды НКВД, которые захватили его экипаж.

«Харрикейны» продолжали служить во флотских авиаполках после того, как они были сняты с вооружения в ВВС. Они летали на штурмовки наземных целей, обычно против скандинавских баз Luftflotte V. Они также совершали ночные бомбардировки и беспокоящие налеты в том же районе. После разгрома Германии «Харрикейны» были списаны из фронтовых полков. СССР не пришлось возвращать их Англии, так что они были отправлены на металлолом и разобраны на запчасти. «Харрикейны» недолго служили скоростным транспортом в советской почтовой службе, но не очень успешно. Это была последняя глава истории «Харрикейна» в советских ВВС. В общей сложности, в СССР были отправлены 3092 «Харрикейна» и 2834 из них использовались в полках военной авиации. Было доставлено, по меньшей мере, 210 «Харрикейнов» IIА, 1557 «Харрикейнов» II В, 1009 IIС, 60 IID и 30 «Харрикейнов» IV. Несколько «Харрикейнов» IIА были на самом деле переоборудованными «Харрикейнами» I. Единственный морской «Харрикейн» использовался в СССР после того, как он был запущен с каравана РQ18.

Достоинства: Прост в управлении. Очень легко содержать и ремонтировать в полевых условиях. Надежен и устойчив в полете, сильное вооружение.
Недостатки: Недостаточный обзор из кабины. Характеристики откровенно ниже, чем у современных ему истребителей противника.

Реклама

ww2aviation.narod.ru©2009
Hosted by uCoz