главная страница
боевая техника Советского Союза
боевая техника Германии и стран Оси
боевая техника стран-союзниц

исторические факты о пилотах и других героях того времени

«Харрикейн» МК I модель 1938 г


Тип: Истребитель.

      Вес:
        Пустой: 2120 кг.
        Взлетный: 2996 кг (макс.)
      Длина: 9,58 м.
      Размах крыла: 12,9 м.
      Площадь крыла: 23,88 кв. м.
      Двигатель: Rolls Royce Merlin III V-образный, 12-цилиндровый жидкостного охлаждения.
      Мощность:
        Индикаторная: 730 л.с.
        Взлетная: 1030 л.с.
      Максимальная скорость:
        У земли: 418 км/ч.
        На 6100 м: 527 км/ч.
      Подъем до 3000 м: 3 мин. 4 сек.
      Подъем до 6000 м: 8 мин. 30 сек.
      Потолок: 10400 м.
      Дальность: 815 км.
      Вооружение:
        8 крыльевых пулеметов «Браунинг» 7,7 мм.

В начале 1930-х гг. главным истребителем Королевских ВВС был «Фьюри» компании «Хокер», разработанный Сиднеем Каммом. Он был очень маневренным, имел хорошую скороподъемность и пользовался хорошей репутацией у британских летчиков. Камм постепенно улучшил устройство «Фьюри», добиваясь более чистой аэродинамики и усиливая мощность двигателя. Однако, он понимал, что авиация очень быстро движется вперед и работа над старым проектом биплана неподходящий путь развития. Камм начал думать о решительно новом самолете, который заменил бы Fury.

Новый проект Камма был первоначально назван «Фьюри-моноплан» и использовал старый вариант скоростного «Фьюри» как базовый. Фюзеляж в основном остался прежним, за исключением полностью закрытой кабины. Моноплан также унаследовал хвостовое оперение и неубирающиеся шасси. Он получил совершенно новый профиль крыла и новый двигатель «Госхок» водяного охлаждения. Когда новая модель масштаба 1:10 была представлена руководству Королевских ВВС, они не проявили энтузиазма, т.к. все еще предпочитали бипланы. Однако, Камм продолжил работу на свой страх и риск. В январе 1934 г. Камм получил образцы нового двигателя «Роллс-Ройс» PV12, позднее переименованного в «Мерлин». Он явно превосходил ненадежный «Госхок». Бипланы «Фьюри», оснащенные двигателем «Мерлин», имели от 40 до 60 % улучшения характеристик на некоторых высотах. Проект Моноплан также получил двигатель «Мерлин». К этому времени мало что оставалось в нем от «Фьюри», так что он был переименован в «Моноплан-перехватчик».

В следующие месяцы были сделаны многочисленные изменения в планере самолета. Неубирающиеся шасси были заменены на новые убирающиеся. Вооружение также изменилось. Четыре старых пулемета «Виккерс» нужно было сменить на восемь более мощных «Браунинг». Радиатор был увеличен. Хвостовые откосы были убраны. Была усилена конструкция кабины. В июне 1936 г. Министерство авиации, отдавая себе отчет в опасности возвышения Гитлера, заказало ошеломляющее количество из 600 самолетов для начального производства. Это был крупнейший заказ в истории Британии мирного времени. Новый самолет был назван «Харрикейн» (ураган). В апреле 1937 г. заводы фирмы «Хокер» получили первый образец нового двигателя «Мерлин-М», который был немедленно установлен на «Харрикейн». Переделка самолета под новый двигатель заняла почти пять месяцев. 12 октября новый самолет поднялся в первый полет, и всего через шесть дней за ним последовал второй образец.

В это время самолет непрерывно улучшался. За 1938 г. было внесено много изменений в планер, новый винт изменяемого шага, устройства выхлопа и многое другое. В фирме «Хокер» также экспериментировали с разными вариантами бронирования, чтобы повысить живучесть самолета. К 1939 г. уже летали прототипы, оснащенные бронеплитой за сиденьем летчика и бронированным стеклом. К сентябрю 1939 г. все «Харрикейн»-ы получили бронезащиту кресла пилота.

Следует заметить, что «Харрикейн» не был современным истребителем, как это казалось на первый взгляд. Хотя он имел современную конструкцию моноплана, закрытый фонарь кабины и убирающиеся шасси, «Харрикейн» не мог сравниться со «Спитфайром» или Bf-109. Эти самолеты были цельнометаллическими монопланами, в то время как «Харрикейн» был старой конструкцией из стальных труб, дерева и ткани, с малыми новшествами в конструкции планера по сравнению со старыми бипланами. Он был откровенно где-то посередине между бипланом в стиле Первой Мировой и современным монопланом Второй Мировой войны.

К началу Второй Мировой войны было построено 497 из заказанных 600 «Харрикейнов». 18 эскадрилий «Харрикейнов» были в боевой готовности, еще три были в переделке. Британский экспедиционный корпус во Франции имел четыре эскадрильи «Харрикейнов»: 85, 87,1 и 79. Почему во Францию отправили «Харрикейны», а не «Спитфайры»? Во-первых, «Спитфайры» придерживали для защиты родины, к тому же широкие шасси «Харрикейна» лучше подходило к неровным французским взлетным полосам.

Во время «Странной войны» «Харрикейны» в основном летали на разведку и патрулирование. Ни одна сторона не проявляла большой активности. Первая победа «Харрикейна» была одержана в конце октября, когда PWO Mould Первой эскадрильи вышел на перехват трех Do-17 и сбил одного. Немцы были так поражены, что они даже не пытались выполнить маневр уклонения или открыть огонь. 2 ноября летчики 73-й эскадрильи сбили еще один «Дорнье». В это время «Харрикеины» даже залетали на территорию Германии. 23 ноября лейтенант Плинстон сбил над Саарбрюкеном Не-111.

Когда 10 мая Германия вторглась в Бельгию и Нидерланды, многие «Харрикейны» были уничтожены на земле. «Харрикейны» имели много работы в первую неделю Битвы за Францию. Утверждается, что они сбили около 70 немецких самолетов, потеряв 22 «Харрикейна». Гораздо больше самолетов было потеряно на земле, или брошено во время отступления. К 17 мая в строю оставались лишь три эскадрильи. 21 мая эскадрильи были выведены в Британию и совершали оттуда несколько вылетов. Общим счетом, во Франции был потерян 261 «Харрикейн», более двух третей из них поврежденными в авариях или брошенными или сгоревшими на аэродромах. Во время Дюнкеркскои операции 219 «Харрикейнов» были доставлены в Англию. Хуже всего, в Битве за Францию было потеряно 200 пилотов, и их потерю было нелегко возместить.

Главной причиной потерь «Харрикейнов» было их явное отставание от немецкого Bf-109E. Он был быстрее почти на всех высотах, и его двигатель с впрыскиванием топлива не глох при отрицательной перегрузке. «Эмили» имели пушечное вооружение, более эффективное на дальних дистанциях, чем пулеметы «Харрикейнов»; в то же время «Эмиль» был лучше бронирован, чем «Харрикейн». Единственная выигрышная характеристика «Харрикейна» был меньший радиус виража. После Битвы за Францию «Харрикейны» нашли ограниченное применение во время боев в Норвегии. Затем началась знаменитая Битва за Англию. Вклад «Харрикейнов» в поражение Германии невозможно недооценить. Многие историки соглашаются с тем, что, хотя «Спитфайры» захватывали воображение публики, именно «Харрикейны» выиграли битву. Около 57% всех сбитых немецких самолетов приписывается пилотам «Харрикейнов», включая 272 Bf-109. Семь из 17 лучших асов Британии летали на «Харрикейнах».

12 «Харрикейнов» Mk Is были куплены Финляндией в феврале 1940 г. после нападения со стороны Советского Союза. Группа финских летчиков отправилась в Великобританию для обучения. 29 февраля шесть летчиков вылетели обратно в Финляндию через Швецию. LLv 22 получил свой первый «Харрикейн» 7 марта. Однако, Зимняя война закончилась всего через три дня, и нет никаких записей о полетах «Харрикейна». Из 12 купленных «Харрикейнов», только 10 добрались до Финляндии, остальные пропали в дороге.

Враждебность между СССР и Финляндией нашла свой выход в июне 1941 г., когда Германия вторглась в Россию. Финские «Харрикейны», как утверждается, сбили пять советских самолетов в июле 1941 г. Финны обычно применяли по нескольку «Харрикейнов» в смешанных боевых порядках с другими истребителями. Их чаще всего применяли для штурмовки наземных целей и разведки. Последняя воздушная победа финского «Харрикейна» в групповом бою зафиксирована 1 января 1942 г. Эта и пять июльских побед были единственными, одержанными финскими пилотами на истребителе компании Hawker. В июне 1942 г. два «Харрикейна» использовались в ПВО над Хельсинки, где их также пытались применять как ночные истребители.

Еще три «Харрикейна» были захвачены у советской армии в феврале 1942 г. Лишь один из них прошел ремонт и начал летать. Планировалось также получить еще «Харрикейны» из Германии. Однако, плохие характеристики «Харрикейна» по сравнению с «Брюстер В-239» заставили финнов передумать. В 1943 г. Финляндия предложила свой флот «Харрикейнов» Румынии, но румын это не заинтересовало.

Не имеется записей о боях финских и советских «Харрикейнов», и с советской стороны известны немногие стычки с финскими «Харрикейнами». Летчики 65-го ИАП заявляли, что сбили один «Харрикейн» в ноябре 1941 г. Финские записи говорят о потерях в бою двух «Харрикейнов».

Все финские Mk I были сняты с вооружения в 1943 г. Лишь один Mk II прошел ремонт в апреле 1944г., недолго служа самолетом вспомогательного назначения в LLv 34. Последний из финских «Харрикейнов» был снят с вооружения в мае 1944 г.

Номера в финских ВВС:

  • Mk I: HU451 по 462 (HU461 и HU462 пропали по дороге). Самолеты были заново пронумерованы НС-451 по 460 в мае 1940 г.
  • Mk IIA: HC-465 (захвачен у СССР).

Достоинства: Прост в управлении. Очень легко содержать и ремонтировать в полевых условиях. Надежен и устойчив в полете. Прочная конструкция. Отличные служебные характеристики.
Недостатки: Недостаточный обзор из кабины. Слабое вооружение. Характеристики откровенно ниже, чем у современных ему истребителей противника. Отсутствие запчастей в Финляндии.

Реклама

ww2aviation.narod.ru©2009
Hosted by uCoz